История Васильсурска

Уроженцы Васильсурска

Знаменитости

Голстунский Константин Федорович

Голстунский Константин Федорович [2(14).6.1831, Васильсурск, ныне Горьковской области, - 22.6(4.7).1899, Петербург], русский монголовед. В 1853 окончил историко-филологичекий факультет Казанского университета. Профессор Петербургского университета (с 1860). В 1880 издал работу (докторская диссертация "Монголо-ойратские законы 1640 г., дополнительные указы Галдан-хун-Тайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши"), содержащую полный ойратский текст и перевод этого памятника по истории монголов в сопровождении комментария. Г. принадлежит большой монголо-русский словарь, в котором учтена калмыцкая лексика и разработана буддийская терминология.
Соч.: Монгольско-русский словарь, т. 1-3, СПБ, 1893-95: литогр. переизд, Л. ,1938.

Лит.: Ивановский А. О., Памяти К. Ф. Голстунского, "Записки Восточного отд. Русского археологического общества", 1900, т. 12.

Н. П. Шастина.

Н.К. Рерих
Из сборника "Моя жизнь. Листы дневника"

Университет остался полезным эпизодом. Дома у нас бывали Менделеев, Советов, восточники Голстунский и Позднеев. Закладывался интерес к востоку. А с другой стороны, через дядю Коркунова, шли вести из медицинского мира. Звал меня в Сибирь, на Алтай. Слышались зовы к далям и вершинам - Белуха, Хан-Тенгри!

Биография Н.К.Рерих (отрывок)

У истоков творчества

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге. Род Рерихов древний, датско-норвежский, появился в России в первой половине XVIII века. Слово "Рерих" в переводе с древнескандинавского на русский язык значит-богатый славой. Много старинных саг и преданий связано с этим родом, прославившим себя храбрыми воинами и государственными деятелями. Семья Рерихов со временем обрусела. Константин Федорович-отец будущего художника-имел большую нотариальную контору в Петербурге, был близок к Вольному экономическому обществу, занимался вопросами народного образования. Человек большой культуры, широких интересов, он дружил со многими видными людьми своего времени. Частыми гостями в доме Рерихов были выдающийся русский ученый Д.Менделеев, видный агроном Советов, профессора-монголоведы А. Позднеев и К. Голстунский, известный юрист и историк К. Кавелин, художник М. Микешин.

В гостеприимной, дружной семье Рерихов всегда царила непринужденная обстановка, завязывались увлекательные разговоры и споры.
Николай Рерих рос необычайно впечатлительным, любознательным, склонным к фантазиям ребенком. Вся обстановка в доме располагала к этому. Он неоднократно присутствовал при беседах об истории, литературе,, странах Востока. Его детское воображение волновали бытовавшие в семье древние скандинавские саги и предания. Увлекали рассказы К. Голстунского, воспоминания А. Позднева о путешествии в Монголию, уносившие мысли в далекие, загадочные страны.


В мир старины и романтики еще более уводили книги. Мальчик рано начал читать. В библиотеке отца была серия детских книжек о русской истории. "От самых ранних лет, от начала грамоты,--вспоминал позже художник,--полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про изгоя Ростислава, про королеву Ингегерду, про Кукейнос-последний оплот ливонских рыцарей. Было и про ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного..."<Н. К. Рерих. Листы дневника. "Октябрь", 1958, кн. 10, стр. 227.> Много сказок и старинных песен слышал Рерих от старушки Марии Ильиничны, приходившей иногда к ним в дом.


В 1883 году Рерих поступает в гимназию. В первые же годы он выделяется среди своих сверстников редкой одаренностью и трудолюбием.


Рерих проявляет огромный интерес к истории. В его ученической тетради за 1887--1888 годы наряду с переписанным "Плачем Ярославны", записями народных сказок есть работы на исторические темы: сочинение "Месть Олега за смерть Игоря", стихи "Ронсевальское сражение", "Поход Игоря", "Йоркское сражение".<Рукописный отдел Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), фонд Н. К. Рериха, 44/41.> Любимым предметом стала и география. Эти уроки были особенно увлекательными. Опытный педагог К Май живо, талантливо рассказывал ??? здесь и далее какие-то исправления в тексте, но их не разобрать ??? о новых землях и странах, великих путешественниках. А на праздниках устраивались "географические шествия", сопровождаемые стихами учащихся. В одном из них Рерих "изображал" реку Волгу.


Но пытливый, деятельный мальчик не ограничивался знаниями, которые давала ему гимназия. Он постоянно находил для себя новые увлекательные занятия и полностью посвящал им свободное время. Особенно плодотворными были для него летние месяцы в имении отца в Изваре, невдалеке от станции Волосово. Стариной и романтикой там был полон дом самой усадьбы. Построенный еще во времена Екатерины II, он своими острыми высокими башенками отдаленно напоминал крепостной замок. В залах стояла старинная мебель, висели копии с произведений голланских мастеров. Впечатляющей была картина с изображением Канченджанги, высочайшей вершины Гималаев, которую в дальнейшем Рериху суждено было неоднократно изображать на своих полотнах.

© Голяков А.В




Хостинг от uCoz