|
|||||||
Васильсурские закаты
Юрий Адрианов
Закаты здесь самые огненные.
Кажется, что откуда-то с гребня оцепеневшей горы расплывается горячая
лава. Ее багровые пото-ки ползут вниз по тихим улочкам, стекают с крыш,
поджигают старые яблоневые сады.
А когда шар солнца уйдет в волны дальних плесов, словно гус-той дым от брошенной в воду головешки, рождается туман над поймой Суры и Волги. И становится Васильсурск седым, молча-ливым, скупо разбросавшим по буграм блеклые огоньки. Удивительно: Васильсурск ежечасно меняет свой облик, каждый его уго-лок достоин кисти художника. "Красок бери с собою по
полпуду, не меньше. Полотна - версты. Картины здесь сами на полотно
полезут", - писал Горький, живший в Василе летом 1899 года, художнику
Г. Я. Ярцеву.
В эти же дни Алексей Максимович обращался к А. П. Чехову: "Если бы Вы знали, как чудно здесь! Большая красота - широко, свободно, дышится легко..." ...Дождь снова начался рано утром. Его струи "съели" остатки снега в глубоких оврагах. Улицы размякли, покрылись рыжими лужами. Лужи пузырились: значит, теперь на весь день зарядил дождь! От дома, с горы, было видно
серое пасмурное море - разлив Волги и Суры. Над этой бесконечной
холодной ширью небо висело тяжелое, помертвевшее, слившееся где-то у
горизонта с волжским простором. Терялось ощущение далей и берегов.
Наверное, эта встревоженная ветрами водная пустыня собиралась поглотить
и возгорья и городок.
Левитан чувствовал мучительные
приливы тоски, что посещает в долгие минуты ожидания перемен.
Он ехал в этот волжский
городок с огромным желанием работать, но вместо картин приречной весны
было окно, которое избороздили торопливые гибкие струйки дождя, было
глубокое, затянувшееся ожидание.
Правда, он успел написать
несколько этюдов, но с них смотрел тот же болезненный пасмурный лик
ненастной весны: "Разлив на Суре", "Пасека"...
Еще обиднее было от того, что
само по себе место было красоты удивительной, но ее, казалось,
мало-помалу смывали мутные воды. Левитан снова смотрел в залитое
струями окно: "Наверное, надо прощаться с тобою, Васильсурск!"
Только накануне он написал
Чехову, что чувствует себя "одиноким, с глазу на глаз с громадным
водным пространством, которое просто может убить".
...Было около пяти часов
вечера, но из-за ненастья в доме стало темно, и хозяин уже зажигал
лампу.
"Надо прощаться, Васильсурск. Надо прощаться с неласковой В комнате было тихо, и оттого еще отчетливей становился слышен
бесконечный, назойливый дождь. Это было в 1887 году.
А за двадцать лет до этой
дождливой весны в Васильсурске побывал еще один известный художник - А.
П. Боголюбов.
Он сделал зарисовку "Улица в Васильсурске возле Волги", помещенную в
книге "От Твери до Астрахани", едва ли не в первом волжском
путеводителе, который написал брат художника для пароходного общества
"Самолет". "Город беден, - рассказывал автор книги, - и не ведет особенной торговли, которую отвлекает от него село Лысково. Промышленность жителей состоит в торговле хлебом... также в заготовке барок и снастей для подъемки хлеба, идущего по Суре, и в рыболовстве". Васильсурск издавна называли
волгари "стерляжьей столицей".
И сохранилась в этих местах
легенда о стерляжьем царе - владыке волжской стерляди, что живет в
омутах под васильсурской горою, недалеко от устья Суры-реки. На голове
его золотая корона. Каждую весну стерляжий народишко толпами приходит к
нему на поклон.
И жило поверье: если кто-то из рыбаков увидел стерляжьего царя - не пытайся больше бросать невод - ни одной стерляди не поймаешь! ...Хорошо виден с васильсурской горины крутой поворот Суры перед самой ее встречей с Волгой. Степная неяркая красавица несет свои желтые воды среди зеленой песни старых дубрав, тем-ных илистых берегов, нешироких серых отмелей. "Кто из вас не бывал на
берегах светлой Суры? Кто из вас не смотрелся в ее волны, бедные
воспоминаниями, богатые природным соб-ственным блеском!" - писал юный
Лермонтов в повести "Вадим".
...Васильсурск, Василь-городок. Закаты здесь самые огненные! Крутые горы, что начинаются отсюда вниз по Волге, зовут Малыми Жигулями. Тих Василь, но каждый раз приезжали к нему художники России, приезжали те, кто любит Волгу и просторы. Иван Иванович Шишкин ходил по этим кручам и взгорьям, да и по сей день один из гребней над рекой у Василя зовется "Шишкин мыс". Здесь писал великий художник. В ту же пору, кстати, он сделал альбом - 30 акварелей с видами Н. Новгорода (1870 г.) Они хранятся в Русском музее. Здесь работал А. Рябушкин. Перед самой войною на склоне лет здесь работали над этюдами В. Н. Бакшеев и мастер графики П. Я. Шиллинговский, приехавший на практику со студентами из Ленинграда в 1940 году. Васильсурск, его окрестности - это целая глава в творчестве народного художника СССР, академика Николая Михайловича Ромадина. ...А начинался город в смутную, сечевую пору противоборства молодой Москвы с Казанским ханством. В 1523 году поставил при великом князе Василии Третьем воевода Андрей Горбатый крепостицу у самых вражеских рубежей. Уже в первый год в деревянном острожке был сильный гарнизон: "... остались воеводы князь Александр Иванович Стригин, да Василей Салтыков, да Михайло Бакеев, а с ними многия люди..." Но ратная служба Васильсурска была недолгой: вскоре встала Под самой Казанью Свияжск-крепость. Лишь полтора столетия спустя
история потревожила Васильсурск. Сюда от волжских степей шел к
затихшему городку пожар крестьянской войны, шел с отрядами Разина.
Васильсурцы влились в ряды восставших. Немало пролилось крови, отпылало
огней, прежде чем Юрий Долгорукий отписал "тишайшему" царю Алексею
Михайловичу: "...а Василя-де города жители тебе, вели-кому государю, в
винах своих добили челом".
Пройдет еще столетие, и отзвуки походов Пугачева долетят до Васильсурска со стороны Курмыша, от Суры. Стоял тогда на сурской земле "черный год" для дворянских усадеб, "черный год", так живо описанный в романе Данилевского. С той поры история обходит Василь бурными событиями. Об этом городе можно услыхать и в "Хождении в Персию" купца Федота Котова, и у иноземных путешественников Герберштайна, Олеария, Стрюйса. В 1779 году он становится "уездным городом", на гербе которого изображена корма судна. Зарастают полынью и репьем
остатки валов и рвов, время движется неторопливо, как вечерняя Волга.
И разве только в багровых васильсурских закатах вспыхивает над городком опаленная войнами память истории... Мятежный Радищев в 1797 году на обратном пути из ссылки был в Василе и "поутру 19 июня ходил на верх горы, там видны остатки древнего укрепления, рвы неглубокие и вал заросший..." -так сказано в его "Записках путешествия из Сибири". Петр Первый останавливался в Васильсурске во время Персидского похода и приказал насадить дубовую рощу. Говорили старые люди, что несколько деревьев было посажено самим Петром. А двухсотлетние "екатерининские" березы единицами сохранились по сей день на пути "казанского, тракта". Александр Пушкин, проезжая на Урал, был здесь в сентябре 1833 года, собирал материалы для "Истории Пугачева". В Василе жили и работали в начале XX века писатели М. Кузьмин и Скиталец. Закат над Волгой.
Река течет раскаленным металлом среди синих вечерних лугов. Кажется, лопнут стекла в окнах домов от этого яростного накала. У самой воды свет становится мягче. Пристань пахнет яблоками. Пристань ждет вечернего теплохода на Горький. Яблоками пахнут улицы Васильсурска, крутые съезды, опу-стевшие лавки маленького поселкового базара. Рано утром он недолго шумел: марийки в пестрых платках широколицые, говорливые, ставили свои лубяные короба, напол-ненные доверху богатым погожим августом. Это он украсил тесовые столы сочными мазками помидоров, застыл белою прохладой молочных бидонов. Когда-то в старых путеводителях писали, что самые красивые места по всей Волге - Плес и Нижний Новгород, Жигули и Васильсурск. Да и сейчас подлинные волжские "гурманы" делятся на поклонников Плеса и Васильсурска. Плес по-своему неповторим: неширокая верховая Волга, уютные березовые рощи, какая-то напевность, камерность всей окружающей природы. Но если бы гость из-за рубежа
спросил меня, что такое русское раздолье, то я привел бы его сюда, на
вершины васильсурских гор, где невольно вырывается удивленный вздох от
величия простора: направо до горизонта леса и леса, налево за Сурой -
дали распаханных полей, а прямо, из-за прибрежных холмов, медленно
разворачиваясь в своем царственном движении, течет Волга.
Течет Волга, растревоженная стремительным росчерком "Метеоров", гудками сухогрузов, стрекотом лодочных моторов. Здесь ощущаешь, что пред тобою лежит держава, и даже странно ду-мать, что у такого размаха где-то, пусть за десять тысяч километ-ров, но может быть рубеж! Это удивительный уголок России. Потому приходят сюда люди разных судеб, разных дорог, приходят к кострам закатов. Вот и сейчас, глядя на бунтующее пламя вечерней зари, я сижу с художником из Подмосковья, который со студенческих лет полюбил Васильсурск. Мы ведем разговор о том, что уж не Василь ли описан под именем Васюков у Ильфа и Петрова, вспоминаем знаменитую "бендеровскую" лестницу: здесь именно такая, бесконечная. Но мы говорим невпопад, как бы
боимся оскорбить друг друга молчанием, хотя оба ждем его. Хочется
побыть наедине с закатом. |