![]() |
|
||||||
|
|||||||
Пожелтевшие страницы, которых нет в учебниках
В.Ф.Кудрявцев Приложение к публикации "Историческое описание города Василя" Публикуется в сокращенном варианте
-------------------------------------------------------------------------------- ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ, КОТОРЫХ НЕТ В УЧЕБНИКАХ Церковь была каменная. В одну и ту же постройку был пристроен придельный
алтарь в честь преподобного Михаила Малеина, иждевением чебоксарского
купца Михаила. Разумеется, монастырская церковь могла здесь выстроиться
на средства доброхотных дателей, которые в прежнее время не скупились
в пожертвованиях монастырям. Но самый монастырь прославился-ли строгой
жизнью своих обитателей – не известно. В 1764 году монастырь был обращен в приходскую церковь. Как воспоминание
о монастыре, в хмелевской церкви сохраняются старинные священнические
фелони из кумача и травчатой бахты. Храм, по наружности, существует, исключая штукатурки, в прежнем виде.
Во внутренности-же церкви пере-делан только кирпичный пол, который заменен
был в 1840 году чугунными плитами (всего 200 плит); в приделе-же выстлан
алебастром. Так как краска на иконах начала линять и, от долговременности
стираться, то в 1845 году разрешено было возобновить краски, не изменяя
ликов. Подобное распоряжение дало случай сохранить в целости древнюю иконопись
здешнего храма. На верху царских врат изображено, по освященному стариной
обыкновению, благовещение, внизу четыре евангелиста. Вол и лев у евангелистов
Матвея и Марка изображены с крыльями, кроме того лев пронзен кинжалом.
Святой Иоанн Предтеча изображен также с крыльями; в руках он держит чашу
с своей главой. На иконе этой написано вязью: "Святой пророк Предтечи
Иоанн". Проход в холодную или летнюю половину церкви так мал и низок, что при богослужении едва сюда доходят неясные звуки пения, хотя вся церковь с летней и зимней половиной составляет в длину не больше 4 сажень. Алтарь холодной церкви составляет как-бы особую приделку; расположение иконостаса прямое; он самого простого устройства, резных украшений в нем вовсе нет: вероятно, монахи, соорудившие эту церковь, не гнались за роскошью, или всего вернее, у них средств едва достаточно было для того только, чтобы соорудить маленький храм молитвы. Сохранилось следующее предание о том, почему хмелевская церковь, стоявшая
в троицком мужском монастыре, посвящена была казанской Богоматери. К хмелевской
церкви принадлежат две часовни, стоящие при ключах, из которых один носит
название Святого ключа, другой – Супротивного. Между прочим скажем, что
этот последний течет против солнца за что, по всей вероятности, и получил
такое название. Этот Святой ключ стоял, по преданию, выше; вода текла из горы с востока
в таком большом количестве, что часто затопляла мельницу, устроенную на
речке Хмелевке. Содержатель мельницы сильно роптал на это, и даже, как
говорит предание, произносил на бога хульные слова. Поэтому вода, будто-бы,
скрылась в прежнем месте и потом стала течь ниже по речке Хмелевке, в
том самом месте, где теперь находится Святой ключ. Сверх того, на новом
месте течения ключа найден был образ казанской Богоматери, в честь которой,
и как-бы в воспоминание этого события и посвящен был храм. Церковные сосуды ее – потир, дискос, звезда, лжица, два блюдечка, ковш
для теплоты, ковчег, дароносица – все серебрянные и вызолоченные. Хмелевской
церкви дано 33 десятины земли, которую причт ее отдает в наем, получая
за это 200 пудов ржи и 60 пудов ячменя (*). Кладбище находилось прежде при церкви, а потом с 1832 года ему отведено место в 63 саженях от прежнего кладбища; в ограде церкви похоронены некоторые из васильских чиновников. К хмелевской церкви причислены еще две деревни: Петухино и Шешмара; жители последней – новокрещенные черемисы. Эти и соседние черемисы относятся к хмелевской церкви с особенным расположением (**). Примечания автора: |