|
Пожелтевшие страницы, которых нет в учебниках
В.Ф.Кудрявцев
Приложение к публикации "Историческое описание
города Василя"
Публикуется в сокращенном варианте
От редакции
Изучая рабочие журналы заседаний нижегородского губернского статистического
комитета, постоянно сталкиваешься с интереснейшими фактами, которые вряд
ли нашли отражение в официальных изданиях и вполне могут быть неизвестными
для широкого круга читателей и даже ученых.
Определенный интерес читателей, интересующихся историей нижегородского
края, могут привлечь опи-сания старинной крепости "Цепель" и
"Чертова городища", расположенных вблизи города Василя, подго-товленные
В.Ф.Кудрявцевым в 1877 году, а также очерки, посвященные городской хмелевской
церкви и иконе Покровского собора.
Рукописи, представленные в данном сборнике, притерпели лишь незначительную
стилистическую правку и сокращение при подготовке к публикации.
--------------------------------------------------------------------------------
ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ, КОТОРЫХ НЕТ В УЧЕБНИКАХ
ИКОНА ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Сам по себе васильский Покровский собор не может считаться старинным,
и потому подробности описания его мы опускаем.
Собор этот каменный, пятиглавый; крыша его покрыта железом, а главы обиты
жестью. Этот собор был основан в 1820 году, на счет сумм государственного
казначейства (отпущено было 12057 рублей 15 копеек). Но в этом самом соборе
есть замечательно старинная икона, почитаемая чудотворной, именно Варлаама
Хутынского. На ней находится следующая надпись: "Лета 7150 (т.е.
1642 года) сию икону Алексей Фадеев Шанов поставил", стало быть,
судя по годам, она древняя и надо полагать, что она есть именно или снимок
с иконы, стоявшей в одной из прежних васильских церквей, а может быть
и в той самой церкви, которая была основана князем Горбатым-Суздальским,
или-же написана в память явления святого.
В населении васильском по поводу этой иконы сохранилось следующее предание:
в смутное время самозванцев, когда казаки, литва и инородцы напали, как
сказано выше, на Василь, перед неприятелем явился святой Варлаам, ехавший
на телеге. Он поразил слепотой врагов и Василь был спасен.
В воспоминание этого чуда, здесь в Василе, особенно чествуется память
этого угодника, считающегося по этому случаю покровителем города. Но так
как икона Варлаама поставлена только в 1642 году, между тем как событие
-–нападение инородцев, литвы и казаков могло случится только в период
1606-1615 годов, то, на этом основании, мы и должны предположить о существовании
или еще более древнего оригинала, или-же о написании иконы долгое время
спустя после означенного события. На иконе изображен святой Варлаам в
том именно виде, в каком в памяти народной сохранилось явление его.
Причт васильского покровского собора объявил высокую цифру свечного
дохода, идущего, как известно, на содержание училищ духовного ведомства,
а именно 258 рублей 73 копейки.
Потому васильская церковь, по свечным доходам, считается первой по нижегородской
губернии. Но судя по внешнему виду храма, по внутреннему его убранству
и по простоте отделки, равно принимая во внимание разность в религиозных
убеждениях жителей, нельзя назвать его богатым храмом. Васильский собор,
по наружности, походит на сельскую церковь.
|