|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Историческое описание города Василя
Нижегородской губернии В.Ф.Кудрявцев Нижегородский статистический комитет, 1887 Публикуется в сокращенном варианте
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ВАСИЛЯ Нижегородской губернии Васильская дума в рапорте своем губернскому правлению старалась доказать,
что пристани не приносят пользы городу, и не обширны (?), обороты торговых
сел в уезде – Воротынца и Спасского не могут иметь влияния на город. Кроме
того, в заключение рапорта, дума прибавила, что "перечислением Василя
в V разряд, казенные интересы с купеческих и промысловых свидетельств
не пострадают, а скорее увеличатся, ибо с уменьшением гильдейских пошлин,
более будет желающих записываться в купечество и брать торговые и промысловые
свидельства и тем более торговая промышленность, не стесненная неумеренными
налогами земства и города, может более быть в выгодном, для развития оной,
отношении". 1871 год, в который Василь состоял в V разряде, представляет следующее:
близь города устроен лесопильный завод, пригоняющий дубовый лес для коммиссаровского
заведения; купцов II гильдии местных и временных 27, билетов на торговые
заведения взято 40. Доход города в этом году был менее против прежнего
1870 года, когда Василь стоял еще в III разряде, на 519 рублей и 13 ?
копейки. Недоимок не было. Вообще, принимая во внимание аккуратность взноса
жителями города, и делая эту аккуратность масштабом к изме-рению состояния
города, Василь находится еще в сносных условиях сравнительно с другими,
слывущими за богатые, городами… Переходя к области просвещения, мы должны сказать, что в Василе рано
сознана потребность учиться. Уездное училище богатое заслугами по части
просвещения города, так как большинство жителей, занимающих должностные
посты в городе, училось в нем, может в 1879 году отпраздновать юбилей
своего 50-летнего существования. Не смотря однако на подобное положение, которое указывало прямо на возможность
сокращения курса, оделевать который не все могли, открыт был здесь в 1836
году третий класс. Это открытие третьего класса, которым уже официальным
образом формировалось уездное училище, дающее известные права детям чиновников,
совершилось, разумеется, для чиновничьей прерогативы. Просиатривая цифры
за все существование здесь уездного училища можно увидеть на сколько был
мал процент учащихся в третьем классе: средним числом в нем училось 7
человек. Да и из этого малого числа учащихся собственно в третьем классе
многие, как видно из классных списков, не посещали училище в годовую учебную
пору занятий, многие появлялись в нем периодически. Из этого ясно было
видно, что третий класс, поддерживаемый малым числом чиновничьих детей,
оказывался совсем лишним. Здесь не место предрешать вопрос о том, имело-ли какое-нибудь образовательное
влияние на мещанского сына учение, урывками, в третьем классе. Вообще
надо сказать, что третий класс уездного училища имел в большей части уездных
училищ одно служебное значение. Право-же не только сокращать количество
классов уездного училища, но и совсем закрывать училища, с давнего уже
времени, предоставлено окружному учебному начальству. Между прочим заметим,
что Василю, когда введется устав городских училищ, достаточно будет иметь
двухклассное городское училище, которое вполне, сообразно с количеством
учащихся, может заменить оба училища – уездное и приходское. Говоря о населении, нужно заметить, что только с 60-х годов были даваемы
приблизительно верные сведения по этому предмету, а до этого времени они
доставлялись в чрезвычайно искаженном виде. При неверности цифр населения,
нельзя определить средний процент учащихся, по отношению к населению.
К этому надо добавить еще то, что как крестьяне, живущие в городе, так
и хмелевские мещане не отдают своих детей в васильские училища. Вообще
надо сказать, мещане городской слободы Хмелевки, ни по роду своих занятий
и промыслов, ни по степени развития, не могут принадлежать к городскому
населению. Оставаясь чуждыми ко всем интересам городского общества, они
называются мещанами чисто номинально, в действительности-же они и составляют
всей своей слободой чисто-сельское население, для которого потребно-бы
иметь и свою сельскую школу. Учащихся в обоих училищах, средним числом,
по пятилетней сложности, включая сюда и девочек, учащихся в приходском
училище, было 125. Таким образом в Василе приходится 1 учащийся на 19
человек. Если-же отсюда выключить население слободы Хмелевки, стоящей
отдельно от города, то процент учащихся еще более увеличится. А такого
рода цифры много говорят за развитие просвещения в городе для которого
учение в школах делается необходимой потребностью. Потеряв упрочившуюся-было здесь промышленность, дававшую обеспечение населению города, васильчане хотели доставить детям кусок хлеба через образование их в уездном училище. По окончании здесь курса, а иногда и ранее окончания, мещанские дети определялись в писцы, в волостные писаря и письмоводители. Канцелярской профессии, не сродной для мещан, многие из них посвящали всю жизнь, не выслуживая, разумеется, никаких прав, пособий или чинов. Даже и теперь, с открытием вакансий вольнонаемных писцов, окончившие курс в уездном училище стараются замещать эти вакансии. А отчего они пускаются в это занятие, в ущерб другим торговым или промышленным занятиям? От того, что не имеют средств начать какую-либо промышленность или торговлю; ремеслам они не учились, прикащичьих должностей нет в городе, а найти их в других городах не удается; поденной-же работой или батрачеством грамотнику уездного училища заниматься не хочется. Любя-же определенность и постоянство в занятиях, они и избирают, выучившись порядочно писать, занятия письмоводством, и, раз привыкнувши к ним, неохотно отстают от них. Отсутствие промыслов в городе делает необходимым обучение ремеслам. Выучившись ремеслам, мещане могли-бы искать заработков в других местах. Даже на первых порах, пока, до введения городских училищ, полезно было-бы введение ремесла при самом уездном училище. Это поднимает значение уездного училища с практической стороны. Об учреждении-же здесь специально ремесленного училища, весьма-бы здесь необходимого, при незначи-тельности городских средств нельзя и думать.
|